Источник:
http://potir.orthodoxy.ru
 
  
УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ
Исповедь реального молодого человека из новой книги иеромонаха Анатолия (Берестова), профессора, доктора медицинских наук, руководителя Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком патриаршем подворье.
Александр С., 19 лет


Я не помню, при каких обстоятельствах я попробовал наркотик в первый раз, так как из-за героина многое в моей памяти стёрто. Но часто, особенно когда ложишься спать и закрываешь глаза, какие-то куски из жизни всплывают в памяти: когда в состоянии ломки ты вырываешь у какой-нибудь женщины сумку в подъезде, когда бьёшь стекло у машины и вырываешь магнитолу, когда снимаешь у какого-то парнишки куртку, когда плюёшь на мать, отца, близких, родных, когда чувствуешь, что ты одержим некоей силой, которая командует тобой и рабом которой ты стал. Я помню, что первым моим наркотиком был план (анаша, продукты конопли). Я учился в школе в классе 9-ом. Тогда годик я просмеялся (так сказывался на мне эффект плана - весёлость и смех) и уехал на каникулы. Когда я вернулся, то оказалось, что все мои друзья, с кем я рос и учился, уже нюхали героин. Я долго отказывался садиться на героин и уговаривал друзей взять лучше планьчика покурить, но когда мой лучший друг сказал мне: "Я уже не могу уснуть.", я всё понял и мне стало страшно. Но всё-таки к зиме чувство любопытства побороло мой страх и я понюхал полоску порошка цвета "какао". Это был низкосортный героин из всем наркоманам знакомого Университета Дружбы Народов, который вполне можно было бы назвать "Университетом русских наркоманов". Через несколько месяцев я тоже уже не мог спать. Сладкое угощение и деньги закончились, а героина надо было всё больше и больше. Начался новый и самый страшный этап в моей жизни. Мы начали вымогать деньги у лохов - лиц побогаче, послабже и разинь. Так постепенно у нас организовалась группа из 8-10 человек - подростков. Мы оккупировали свой микрорайон. И у меня появилось стремление не только к героину, так как я ещё не кололся и мог ещё себя немного контролировать, но и к дорогим дискотекам, барам, ресторанам, девочкам, машинам и т. д. Почему такое со мной могло случиться? Ведь всё, что мы делали, к чему стремились было безнравственно и порочно, более того, - сугубо греховно. Но откуда мы могли знать о каком-то там грехе, нравственности, порочности и тому подобных нам ненужных и неизвестных понятиях. Я, как и большинство моих друзей, рос без Бога, в семье бездуховной, в которой главным богом было материальное благополучие. Никакого Бога, никакой нравственности, милосердия, добропорядочности мне в душу никто не вкладывал. Но зато у меня раньше, чем у других моих ребят, появился видик и я мог часами смотреть гангстерские фильмы, боевики, фильмы-ужасы. Я часами впитывал в свою душу насилие, кровь, убийства, секс в самых изощрённых вариантах. Я начинал чувствовать себя героем этих фильмов и гордость и тщеславие развивались в моей душе. Да, я сознательно взращивал их, ибо мне хотелось быть не такими, как остальные, а выше их, круче их. И когда сколотилась наша подростковыая группировка и мы стали хозяйничать в микрорайоне, честно, говоря, я занимался хулианством и мелким бандитизмом, не столько из-за материальных благ и даже не из-за наркотиков, так как я в то время я ещё не кололся, а из-за того, чтобы все боялись меня и знали и говорили за спиной: "Да, этот парень крутой, он в группировке". В семье не интересовались, откуда у меня появляются новые вещи и деньги. Всем, что мне нужно было, отец и мать, естественно, не могли меня снабдить. Они говорил мне: "Доставай сам!". Когда я приходил домой в новой одежде и с деньгами и говорил: "Долг отдали", отец нормально к этому относился и одобрял это. Так что нет ничего удивительно в таком развитии моей души. Что такое ГРЕХ, я не знал, и был уверен, что доставать деньги таким образом, как я это делал, хоть и рискованно, но нормально, и никто меня за это не осуждал. Этот греховный образ жизни привёл меня, наконец-то, к тому, что я начал колоться героином и полетел в....бездну ада. Через какое-то время мы познакомились с наркоманом, который только что освободился из мест лишения свободы. Он был профессиональным щипачём. Ему нужен был отвод и мы стали с ним работат. Так мы в течение двух лет добывали деньги на наркоту и развлечения. Нашим идеалом поведения были гангстерские боевики и мы подражали им, и нам было в радость пожать руку какому-нибудь криминальному авторитету района. Ведя такой образ жизни, мы не могли не попасть в поле зрения организованной преступной группировки. И с одной из московских оранизованных группировок мы с радостью согласились работать. Всё стало гораздо серьёзней. Вы, наверное, знаете, что в ОПГ работают руками только низы, то есть молодые парни с бритыми затылками. И мы стали выполнять всю "грязную" работу: собирать деньги с таксистов, проституток, какому-нибудь коммерсанту, отказавшемуся платить нашим боссам, сжечь "мерседес" или магазин и т.д. Я, к сожалению, хорошо помню своё "первое дело", когда мы с одним из старших взяли одного "должника комерса" и вывезли на его съёмную квартиру. Он занимался поставкой продуктов питания и был должен нам 6,5 тыс.долл. Он всё плакал и говорил:"Нету, нету у меня", а нас уже подкумаривало и эти слёзы его очень бесили нас. И тогда старший воткнул нож прямо ему в ладонь. Дело было на кухне и они повели его что-то искать в комнату, а я остался на кухне стеречь жену, чтобы она не "мусорнулась". Я услышал вопли, удары, сам испугался и повыбрасывал все столовые ножи, вилки, всё, чем можно убить, в окно. Жена орала, плакала, пришлось её оглушить, Крики прекратились и я зашёл в комнату. Комерс был без сознания, а ребята как раз разогревали утюг. Впоследствии оказалось, что в квартире денег не было, он кое-что занял у соседки под паспорт и мы забрали золото, аппаратуру и вывезли мебель из квартиры. Я всё больше и больше завязал в наркотиках. Они мне были нужны как воздух, как вода, чтобы жить. Но своё состояние наркомана не утаишь от своих боссов в группировке. Они таких не любят и стараются от них отделаться. И меня выгнали из "организации", пообещав, что, если вылечусь, то примут обратно. Я потерял сразу всё: деньги, друзей, доверие, родителей и, кажется, голову. Всё произошло так быстро, что я даже и не заметил, как я остался один. Дело в том, что если ты "работаешь" в организации", то ты не сядешь, так как у них всё схвачено и за тобой всегда приедут, если лишнего не наболтаешь. А когда остаёшься один, ты начинаешь творить на ломках такие "чудеса", что потом только удивляешься. На одном из таких я и попался. Перекумарился я в одном из отделений милиции, где основным лекарством была бита для игры в бейсбол. После того, как меня отпустили, я не стал употреблять наркотики, а стал пить до беспамятства, но и от этого я стал постепенно отходить, так как я понял, что больше не могу вести такую ставшую страшной для меня жизнь - ни ту, ни другую. Я чувствовал, что если что-то не изменю в своей жизни, я погибну. Я уже начал явно чуять свою погибель. И по Божьему произволению я узнаю от знакомого, сын которого тоже наркоман и сейчас он находится в монастыре, адрес Душепопечительского Центра. Я уже точно знал, что медлить нельзя, для меня нет иного пути спасения, как только обратиться за помощью к Богу и оставаться дальше в этом обесованном мире мне нельзя было. И я поехал в Душепопечительский Центр на молебен, а после мелебна, несмотря на большое скопление таких же бедолаг как и я и их родителей, я сумел попасть на приём к отцу Анатолию. Он поговорил со мной и согласился отвезти меня в монастырь и через день мы уже уехали. Моя радость была неописуемой. Нет, это не та радость от грязных денет или полученного какого-то плотского удовольствия, это - чистая детская радость. Когда я приехал в монастырь, я был абсолютно не знаком с православным образом жизни. Мне казалось, что я на другой планете - настолько я был испорчен. В первое время меня сильно крутил бес, пытаясь выгнать меня из монастыря, никак не желал, чтобы я оставался там.У меня был молитвослов и хоть я не понимал ничего, не мог выговорить ни одного слова молитвы, я начинал молиться своими словами, как мог, я знал, что Господь Бог всё равно меня услышит. И я знал точно, что в мир мне возвращаться нельзя. И тогда я понял, что если проявить терпение и смирение, Господь вразумит и поможет, ведь смирение и терпение величайшие христинские подвиги. Через несколько месяцев я начал возвращаться в жизнь. Сначала я научился работать своими руками, потом начал помогать прислуживать в Алтаре и на клиросе. Я был счастлив по-настоящему, по-детски. Впервые я ощутил красоту и радость жизни, её я увидел совсем другими глазами. Оказывается, есть Бог, есть любовь, есть люди, которых не надо ни обманывать, ни обворовывать, есть наслаждение жизнью и красотой. Я был счастлив и мне не хотелось в Москву, я её боялся. Я знаю многих ребят, которые до сих пор не хотят уезжать из монастыря, и я думаю, они там и останутся. Так наступило лето. Я стал ходить в лес и на рыбалку. Я не могу ни с чем сравнить те ощущения, когда на рассвете ты въезжаешь на велосипеде в лес, поднимается солнце, стоит оглушающее пение птиц, ты кричишь от счастья жизни без наркотиков и ВОЗВРАЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ. И я понял, как мало надо человеку. И я нашёл своё новое солнце, ведь старое было мною же и украдено! НАРКОТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - НАЦИОНАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА Есть в Новоспасском монастыре в Москве привезенный со святой горы Афон чудотворный образ Божией Матери "Всецарица". Почитается эта икона в народе как избавительница всех прибегающих к ее помощи и заступничеству от страшной беды, перед которой бессильны по большому счету лучшие врачи и ученые - от раковой болезни. Но... "что невозможно человекам, то возможно Богу". В этом может легко убедиться каждый, в том числе и скептически настроенный человек. Подойдите к образу. Вы увидите не один десяток золотых крестиков, перстней, цепочек и т.п. Возможно, не все знают, что это не просто пожертвования. Это пожертвования тех, кто через заступничество Богородицы чудесным образом исцелился от рака! Это свидетельства не "о преданьях старины глубокой", а о чудесах, ниспосланных нам сегодня, сейчас! А ведь на Руси по милости Божией десятки чудотворных икон. Они сохранились вопреки всем усилиям безбожных властей выжечь огнем, вырубить топорами святыни, извести Православие на Руси. И на каждом из них можно видеть крестики и цепочки эти молчаливые свидетельства дел Божиих. Кстати, "Всецарица" была привезена в Москву со святой горы Афон совсем недавно - в 1997 году. И в этом тоже виден Промысл Божий, ибо сегодня, как никогда, нужна помощь свыше. На наших глазах происходит наркотическая революция. О том, что она свершилась, свидетельствуют данные о динамике распространения потребления наркотиков в стране. Вот некоторые весьма красноречивые цифры. В 1975 г. в СССР по данным Минздрава насчитывалось 14,8 тысяч наркоманов. В 1985 - 14,5 тыс. То есть количество страдающих этим страшным недугом в бывшем СССР на протяжении 10 лет оставалось стабильным и относительно небольшим. При этом оговоримся, что адепты нынешней российской "демократии" всякий раз, когда речь заходит об очевидном для всех обвальном росте преступности, эпидемий и других "достижений" проводимых с 1991 года реформ, выдвигают в качестве оправдания утверждение, что раньше, мол, было не лучше - просто советская статистика в угоду властям сильно приукрашивала действительность. Это не что иное как откровенная ложь. По утверждению далеких от какой-либо политики самих специалистов-наркологов, качество и объективность учета больных наркоманией после 1991 года резко снизилось. Тем не менее, даже официальная статистика дает на 1991 г. 28,3 тыс. наркоманов, то есть - вдвое больше, чем в 1985 году. По оценкам же Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в России на тот момент насчитывалось от 390 до 975 тысяч человек, страдающих этим недугом. Такой рост числа больных уже можно расценивать как лавинообразное распространение наркомании. Но дальше произошло нечто поистине чудовищное! В 1993 году, - согласно материалам социологических исследований, выборочным проверкам комиссиями Минздрава России, данным главных специалистов по наркологии, региональных органов здравоохранения наркотики употребляют более 11 процентов населения, а в Москве до 27,6 процента. 11 процентов населения России - это примерно 16,5 миллионов человек. Иными словами, за два года (с 1991 по 1993) количество наркоманов в стране выросло как минимум в 16,5 раз! Еще более ужасные цифры приводят торговцы наркотиками. Из собственного опыта они делают вывод о том, что около трети молодых людей в возрасте от шестнадцати до двадцати четырех лет "плотно сидит на героине". Вывод очевиден и страшен. Мы имеем дело с национальной катастрофой. Наркотик, подобно раковой опухоли, пожирает организм употребляющего его человека; но и сам наркоман также подобен злокачественному образованию по отношению к своей семье. В жертву поработившему его Молоху он приносит не только собственную жизнь, но и жизни своих близких. С учетом этого обстоятельства не будет преувеличением сказать, что над каждым жителем нашей страны нависла реальная угроза стать жертвой наркотической революции. А вырваться из наркотического рабства у человека, севшего на иглу, шансов немногим больше, чем у тех, кто попадал в застенки большевистской ЧК. И убивает наркотик не менее беспощадно и жестоко, чем изувер-чекист. Тогда, в начале века, силы тьмы и разрушения торжествовали. Есть ли у нас шанс сегодня? Каковы возможности для спасения? Не поздно ли? Даже такие богатые страны, как США, где правительство ведет настоящую войну за здоровье своих сограждан, где на медицинские и социальные нужды и на борьбу с наркобизнесом тратятся ежегодно сотни миллиардов долларов, не могут справиться с этим злом. Что уж тогда говорить про наши возможности! Сегодня все громче раздаются голоса, всерьез призывающие узаконить оборот наркотиков. И голоса эти принадлежат отнюдь не клиентам психиатрических лечебниц! Тем опаснее греховный сдвиг в сознании общества, что его проповедниками становятся уважаемые многими люди. Скажем, наш главный телеакадемик В.Познер в одной из своих передач, посвященных проблеме наркомании, предложил открыто продавать наркотики в аптеках. Тогда-де подпольные картели лишатся своих сверхприбылей и наркобароны разорятся. Справедливость, таким образом, восторжествует! Разумеется, каждый волен иметь свой взгляд на вещи. И все же кажется очевидным, что главной задачей в борьбе с наркобизнесом является спасение человеческих жизней, а лишь во вторую очередь лишение мафиози их доходов. Эти пассажи звучат на фоне самого плачевного положения дел по части помощи попавшим в зависимость. На сегодняшний день мы имеем массу объявлений в газетах о гарантированном избавлении от наркотической зависимости самыми разными способами - от медикаментозного лечения до колдовских заклинаний, но не имеем ни одной крупной клиники, лечение в которой давало бы документально подтвержденный и длительный положительный эффект. Практика показывает, что даже в таком относительно обеспеченном разными видами медицинской и психологической помощи городе, как Москва, наркоману, особенно несовершеннолетнему, и его близким часто бывает просто некуда обратиться за помощью. КУДА ПОЙТИ ЛЕЧИТЬСЯ? Есть ли у наркомана в нашей дикой действительности хоть какой-то реальный путь к освобождению от наркозависимости? Газеты и журналы пестрят объявлениями, сулящими гарантированное избавление от наркотической и алкогольной зависимости. Бесконечные "центры" и отдельные "специалисты" ненавязчиво оповещают мир через газеты типа "Экстра-М" о том, что добились 70-80% результата в лечении алкоголиков и наркоманов. Куда там до нас американцам с их жалкими 7%! Да и специалистов отечественного института им. В.М.Бехтерева, видно, давно пора уволить без выходного пособия - у них ведь полностью адаптируются к нормальной жизни "всего" 14,8%алкоголиков! А тут 80%! Не остаются в стороне от проблемы наркотиков и алкоголизма наши "добрые" колдуны, экстрасенсы и знахари. Эти сердобольные граждане, естественно, не могут пройти мимо народного бедствия и обещают полное выздоровление каждому, кто готов платить деньги за участие в сатанинских экспериментах в роли подопытного кролика. Свою лепту вносят и сектанты. Если одни секты активно распространяют наркотики, то другие - такие как муниты и хаббардисты (сайентологи) - активно занимаются пропагандой "здорового" (в сектантском, разумеется, понимании) образа жизни, финансируют собственные программы помощи наркоманам. О том, чем заканчивается "лечение" у колдунов и каковы истинные цели сектантской благотворительности, подробно рассказывается в трудах доктора медицинских наук, иеромонаха Анатолия (Берестова), профессора А. Дворкина, диакона Андрея Кураева. Мы же вернемся к посулам "наркологов" и "психотерапевтов". Держитесь крепче за стулья, уважаемые читатели - эти господа почти не врут! И, тем не менее, если, не дай Бог, у вас или у ваших близких возникнут проблемы, которые они берутся решать, не спешите звонить по указанным телефонам. Фокус заключается в том, что в этих объявлениях речь идет, как правило, о прерывании запоев у алкоголиков и преодолении синдрома отмены у наркоманов. При прекращении приема наркотических средств у зависимого человека начинается абстиненция, или, говоря попросту, ломки. Те, кому довелось пережить это состояние, говорят, что воочию столкнулись с муками ада. Если не принять меры, синдром отмены может привести к смерти. Современные методы детоксикации, использующие новейшие медикаментозные препараты, плазмоферез, гемосорбцию (методы очистки крови), позволяют благополучно преодолеть синдром отмены даже в исключительно тяжелых случаях - это правда. (Отметим попутно, что все эти процедуры требуют дорогостоящего оборудования, обученного персонала и, естественно, доступны далеко не каждому). А вот дальше у "целителей-чудодеев" начинается лукавство. Ибо вся правда заключается в том, что никакого лечения от зависимости, даже биохимической, не говоря уже о психологической, в этих процедурах нет и быть не может! Наркоман, прошедший такой курс, остался тем же самым наркоманом. Ему просто не позволили избавиться от ломок при помощи наркотика и при этом не дали умереть. Вот и все. Мало того, процесс детоксикации, без которого просто не обойтись при комплексном лечении зависимости, может сыграть отрицательную роль, если дело ограничится только им. Особенно, если речь идет о молодых людях и тем более подростках, имеющих сравнительно небольшой стаж употребления наркотиков. Они зачастую еще полностью не утратили иллюзию "бессмертия" своего тела. В больнице, с явным улучшением физического состояния и самочувствия, эта иллюзия получает дополнительное подкрепление. И, выйдя оттуда, подросток снова начинает тянуться к "кайфу" в уверенности, что "в случае чего" его "откачают" в больнице. Детоксикация и преодоление синдрома отмены - это необходимый компонент, обеспечивающий процесс избавления от зависимости. Само же лечение должно быть направлено на устранение первопричины наркомании и алкоголизма - механизма зависимости. Иными словами, необходимо освобождение личности, возвращение человеку свободы воли. Без этого базового условия разговор об исцелении становится очевидной бессмыслицей. Между тем, едва ли не самым распространенным шагом в "лечении" (если, конечно, вообще предпринимаются какие-то шаги) в нашей стране стало так называемое кодирование. Уже сам этот термин достаточно красноречив. В нормальном языке он скорее применим не к человеку, а к машине, программу которой кодируют - то есть переводят с языка людей в систему символов, воспринимаемых ее электронными устройствами. А в данном случае в качестве устройств выступает человеческий мозг. Существует огромное число способов кодирования и программирования человека. Но общий принцип у них один: использование болезни личности для устранения симптомов этой болезни - наркомании и алкоголизма. Образно говоря, изгнание дьявола при помощи самого дьявола, что, как уже отмечалось, невозможно. В чем же суть кодирования? Для человека составляют программу, исключающую прием наркотиков либо выпивку, кодируют ее, преобразуя в систему сигналов, воспринимаемых подсознанием, и вводят лишенному свободы воли человеку. Попросту говоря, хозяин отдает рабу приказ: "Не пей!", "Не колись!". Естественно, ни о каком устранении зависимости не приходится говорить. Наоборот: зависимость - необходимое условие для того, чтобы кодирование действовало! Не случайно игумен Герман (Чесноков), известный тем, что вот уже много лет в Троице-Сергиевой Лавре отчитывает людей, одержимых бесами, характеризует кодирование как "умышленное, сознательное вселение демона в человека с помощью черной и белой магии, с согласия больного, на определенный срок и под расписку". Кому-то, возможно, такая точка зрения покажется чересчур категоричной, другие скажут: "Ну и пускай бесы, лишь бы помогло бросить наркотики!". По-человечески это можно понять. Но в том-то и дело, что сделка с дьяволом никогда не может принести ничего хорошего. И дело не только в погибели души. Лукавого потому и назвали лукавым, что он от века обманщик и посулов своих не выполняет. Душу берет, а обещанной платы не дает. А в нашем случае и неспособен дать, даже если бы и пожелал. Из Священного Писания известно, что не может сатана изгонять самого себя. В подтверждение этого можно привести массу примеров. Что только не происходит с людьми, прошедшими кодирование! Одни, бросив пить, начинают употреблять наркотики. Многие, перестав потреблять зелье, впадают в тяжелое депрессивное состояние, нередко заканчивающееся попыткой самоубийства. Другие, наоборот, становятся крайне агрессивны, терроризируют домашних, совершают преступления, связанные с насилием. Но самым распространенным результатом кодирования можно считать так называемую "оккультную болезнь". Термин этот ввел о.Анатолий (Берестов), говоря о последствиях лечения у экстрасенсов. Суть оккультной болезни в следующем. После обращения к целителям симптомы, на которые жаловался больной, действительно, довольно часто исчезают. Но спустя какое-то время болезнь возвращается с новой силой, причем очень плохо поддается воздействию традиционных медицинских средств. Это в полной мере относится и к кодированию. Многие нарко- и алкозависимые люди по окончании срока кодирования возвращаются к пагубным пристрастиям, причем становится невозможным убедить их предпринять еще одну попытку спасти свою жизнь. Неслучайно наиболее, так сказать, респектабельные мастера программирования сознания специально оговаривают, что их методики не являются кодированием - они придумывают другие, менее одиозные имена по сути для того же самого метода. ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ Люди, сумевшие преодолеть зависимость, рассказывают, что в какой-то момент наркотическая виртуальная реальность вдруг теряет свою изначальную привлекательность, становится серой, безрадостной, иногда угрожающей. Один человек, страдавший алкоголизмом, рассказал, как однажды, во время многодневного запоя, будучи в невменяемом состоянии, он вдруг, как по вмешательству свыше, почувствовал в какой-то момент себя абсолютно трезвым и глазами трезвого человека увидел свою запущенную, обшарпанную квартиру, пустые бутылки, небритых, опустившихся собутыльников. Эта привычная в общем-то картина почему-то вызвала глубочайшее отвращение. Потрясение оказалось настолько сильным, что человек начал усиленно бороться со своим недугом и в конце концов сумел бросить пить! Именно в такие моменты чрезвычайно важна поддержка извне, в первую очередь, от близких. Вот тут очень пригодятся навыки, полученные на занятиях с психологом. Не зря говорится: готовь сани летом! Первым шагом на тернистом пути избавления от зависимости должно стать выполнение двух условий. Первое - исключить для больного доступ к наркотикам. Это должно быть выполнено на 100%, любыми средствами, поскольку героин так же притягателен для наркомана, как холодный прозрачный источник для умирающего от жажды. И если будет хотя бы малейшая возможность припасть к этому источнику, он сделает все, чтобы воспользоваться ею. Второе - обеспечить медицинскую помощь для преодоления синдрома отмены или ломки. Как осуществить это на практике, приходится решать индивидуально в каждом конкретном случае. Отлаженной, эффективной системы в нашей стране, увы, не существует. Психотерапевтическую работу необходимо начать сразу, как только это позволит физическое состояние больного (обычно через две недели с момента отказа от приема психоактивных веществ и начала процесса детоксикации). На первом этапе главная психотерапевтическая задача - оказание эмоциональной поддержки, подкрепление веры в себя, купирование депрессивных состояний и канализация агрессии (на этом этапе борьбы с зависимостью характерна циклическая смена состояния: депрессия - агрессивность и обратно). Идеально, если эта работа ведется в условиях клиники. На практике же чаще всего выписка происходит сразу же после преодоления наиболее острого периода синдрома отмены. Именно в данный момент по наблюдениям наркологов и психологов происходит максимальное количество срывов - до 90%. И потому особенно необходима помощь больному как со стороны специалистов, так и от его родных. Очень важно, чтобы близкие воспринимали такие случаи не как катастрофу, а как неизбежные рецидивы болезни, сопровождающие процесс выздоровления. Только при таком подходе можно не допустить возникновения у наркозависимого человека устойчивого состояния разочарования и обреченности, при котором лечение просто невозможно. Индивидуальные встречи с психотерапевтом в течение первых трех-пяти недель с момента выписки из клиники крайне желательно проводить не реже, чем через день. Следующий шаг на пути освобождения - изменение круга общения. У каждого человека в процессе жизни образуется определенная система общения. Психологи называют ее иногда социальным атомом. Это не случайно. Вокруг любого из нас подобно электронам вокруг атомного ядра как бы вращаются разные люди. Одни более значимы и эмоционально нам близки, другие - находятся образно говоря, на удаленных орбитах. С течением времени в социальном атоме каждого человека происходят существенные изменения - умирают наши бабушки и дедушки, потом родители; оканчивая школу, мы обычно теряем дружеские связи с большинством одноклассников и т.п. Взамен, появляются другие важные люди - супруги, дети, новые друзья. Говоря научным языком, социальный атом способен к регенерации - то есть к компенсации своих потерь. Но если в силу каких-то причин компенсации не происходит, то размеры круга общения начинают катастрофически сокращаться и в какой-то момент наступает состояние, именуемое социальной смертью. При этом речь идет не смерти души или тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. Социальная смерть не всегда деструктивна. Например, нечто подобное происходит, по-видимому, с людьми, добровольно порывающими с миром и принимающими на себя монашеский подвиг. Между тем, для того, чтобы избавиться от наркозависимости и получить свободу, пережить социальную смерть необходимо. Ведь продолжая поддерживать отношения с людьми, для которых употребление психоактивных веществ является важной составной частью жизни, встречаясь с ними, находясь в одной компании, пытающийся избавиться от зависимости человек уподобляется голодающему, пытающемуся поститься, сидя за столом, уставленном изысканными блюдами. Такой подвиг, возможно, под силу святым, но не обыкновенным смертным! Социальную же смерть по милости Божьей и при помощи специалистов пережить можно - воистину, без смерти не может быть воскресения. Более того, в этом смысле тот факт, что в зависимость попадают, как правило, в раннем возрасте, является благоприятным, поскольку потеря друзей и знакомых легче возмещается новыми друзьями и знакомыми. С точки зрения психологической работы с зависимостью данный период является, пожалуй, критическим. Если страдающему зависимостью удается благополучно преодолеть проблемы, связанные с социальной смертью, и начать адаптироваться к жизни в нормальной реальности, то прогноз на дальнейшее весьма благоприятен. Для помощи в решении первой задачи можно весьма эффективно использовать групповую психотерапевтическую работу. На этом этапе участие в терапевтической группе для таких больных, пожалуй, важнее, чем индивидуальные встречи с психотерапевтом. В этой связи уместно сказать несколько слов о получающих все большее распространение группах так называемых анонимных наркоманов. Создаются и функционируют они по "образу и подобию", так сказать, старшего брата - приобретшего уже всемирный размах движения Анонимных Алкоголиков (АА). При нормальном протекании процесса реабилитации достаточно двух встреч в неделю. Вместе с тем, чтобы свести к минимуму возможность срыва, требуется постоянно занимать время страждущего какой-либо деятельностью. В идеале - нужно лишить его физической возможности "уходить в себя" и заниматься самокопанием. Не имеет значения конкретный вид такой деятельности. Принципиально важны лишь два условия, которые обязательно необходимо соблюсти. Она должна быть осмысленной и цели ее должны быть ясны реабилитируемому и разделяться им. Такими же принципами следует руководствоваться при устройстве на работу. Само по себе это крайне полезно и в смысле заполнения времени и в смысле социализации и жизненного обустройства. Однако упаси Бог зависимому человеку попасть в учреждение, в котором рабочий день состоит из перерывов между перекурами (а таких мест, по крайней мере в Москве, сохранилось достаточно вопреки рассуждениям наших доморощенных капиталистов о том, что традиции советских НИИ в современных конторах давно изжиты). В этом случае он получает право на узаконенное безделье, которое, как показывает практика, способно довести до полной деградации и самого здорового человека, причем в кратчайшие сроки! Что уж говорить про страдающего зависимостью. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, чем закончится для него такая "работа". Кстати сказать, все-таки есть одна сфера человеческой деятельности, категорически противопоказанная на данном этапе лечения. Это оказание в той или иной форме помощи другим зависимым. Однако любая бочка меда бывает не полной без хотя бы небольшой ложки дегтя. Даже если все этапы большого пути благополучно пройдены и страдавший зависимостью человек стал действительно свободным, это ни в коем случае не означает, что в отношениях с окружающими он превратится в бескрылого ангела, в душе воцарится вечный мир и покой, а все неприятности будут обходить его дом стороной. Конечно же, нет. Но, быть может, нормальная жизнь и немыслима без ложек дегтя? Рассказывают, что давным-давно жил на свете великий мудрец. И в один прекрасный день явился к нему его сын, которого мудрец видел в последний раз еще несмышленым ребенком. За прошедшие годы мальчик вырос и пришел к отцу научиться его мудрости. Но вместо этого тот дал сыну метлу и велел пойти подмести сад. Молодой человек возмутился в душе, так как рассчитывал на совершенно иной прием после стольких лет разлуки с отцом, но подчинился. Окончив работу, он позвал отца. Тот вошел в сад, взял охапку опавших листьев и высыпал их на только что подметенную дорожку. - Зачем же тогда ты заставил меня их мести?! - возмутился сын. - Запомни, сынок, - отвечал мудрец, - в хорошо подметенном саду всегда должно валяться немного листьев…
      


© Потир, Домовый храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша при НКБ№17 (Приход храма вмц. Параскевы Пятницы), 2003-2006 гг.