Источник:
http://orthodox.etel.ru
 
  
Пьянство ужасно. Что же делать, чтобы человек не пил?

В этой статье хотелось бы показать на конкретных примерах о христианских методах противодействия пьянству и о том, как близкие должны относиться к человеку, пораженному этим недугом.

Пьянство ужасно; что же делать, чтобы человек не пил? В наше время, полное различных неурядиц, алкоголь является особенно притягательным как наиболее простой способ ухода от действительности. Но горе и боль притупляются им только временно, а привычка остается и начинает мучить. И вот уже множество рекламных объявлений зовет нас к колдунам и целителям. Они обещают стопроцентное исцеление, "лечат" заповедями и даже на расстоянии - "по фотографии". Ни официальная медицина, ни тем более, Церковь не принимают подобного целительства (чародейства и волхование - один из смертных грехов). Бесноватый не может исцелить бесноватого. Чтобы одолеть пьянство, к которому влекут человека силы тьмы, нужно просить помощи у более могущественных сил - сил Света. В истории есть примеры, свидетельствующие, что молитва, чтение Евангелия, вообще вера и полная преданность воле Божией являются средствами, предотвращающими страсть к пьянству и спасающие от нее предавшихся. Один священник передает нам такой рассказ в назидание. Он так начинает свое повествование: "Эту историю мне рассказал один капитан, сопровождавший преступников в Сибирь. Вот что он поведал: С молодых лет служил я в армии; знал службу и любим, был начальством как исправный прапорщик. По несчастию от частых попоек и пирушек с молодыми приятелями я привык пить до того, что под конец у меня образовался запой. Бывало, как не пью, исправный офицер, а как загуляю, то неделю и на службу не являюсь. Долго терпели меня на службе; наконец за грубости и ссору, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года с перемещением в гарнизон; если не исправлюсь, не перестану пить, то угрожали строжайшим наказанием. В этом несчастном положении, сколько я ни старался воздержаться и сколько ни лечился от пьянства, никак не мог освободиться от моей страсти; поэтому хотели меня уже переместить в арестантские роты. Услышав это, я не знал, что делать с собою. В одно время я в раздумье сидел в казарме. Вдруг к нам вошел какой-то монах с ящичком для сбора на церковь. Солдаты подавали, что могли. Монах подошел ко мне и спросил: "Что ты такой печальный?" Я рассказал ему свое горе. Монах выслушал меня с участием и говорит: "Точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие и накрепко наказал, чтобы он, когда захочет выпить, то, нимало не медля, прочел бы главу из Евангелия; если жажда выпить не пройдет, то еще читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительный срок страсть к пьянству в нем исчезла, и теперь вот уже 15 лет он капли хмельного не берет в рот. Постарайся и ты так - увидишь великую пользу! У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу его тебе". Выслушав это, я отвечал ему: "Где тут помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарства не помогли мне". Я сказал это потому, что никогда не читал Евангелие. "Не говори этого, уверяю тебя, что будет польза" - продолжал монах. Спустя несколько времени пришло время мне запить; я прочел одну главу Евангелия - сделалось легче. Так день прошел; вставши по утру и расположившись идти за вином, я подумал: прочту еще из Евангелия, прочел и не пошел. И вот ровно 20 лет не пью ничего; дал себе клятву никогда не пить и каждый день читать Евангелие. Капитан это рассказывал священнику, и священник, выслушав, сказал ему: "В нашем селе был также нездоров один мужик, ему посоветовали, когда захочется ему пить, произносить про себя молитву: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного" 33 раза, по числу лет Его земной жизни, что тот и исполнил, и перестал пить". Вот истинные лекарства против пьянства. Но если борьба и после таких средств не прекратится, и пьяница все еще будет страдать своим недугом, то все-таки не нужно ослабевать, в надежде, что можно освободиться. Главное же, что нужно соблюдать - это обращение к Богу с молитвою, и Он твой помощник, Он поможет тебе освободиться от столь жестоко терзающего тебя недуга. И, конечно же, все средства и усилия близких будут напрасны, пока сам болящий не захочет освободиться от своей страсти. Святой Феодосий Печерский в своем поучении говорит, что из бесноватого священник может молитвою изгнать беса, а над пьяницею, если бы собрались со всей земли святители, то ничего бы не сделали. С давних пор наши предки молились, призывая на помощь Бога и святых угодников, совершали паломничества к святым местам. И одним из таких святых мест, куда и по сей день стекаются со всей России страждущие от недуга - пьянства и наркомании является Высоцкий монастырь в г. Серпухове, где хранится чудотворная икона "Неупиваемая чаша". Современные случаи исцеления у чудотворной иконы "Неупиваемая чаша" многочисленны. Вот только один пример: в конце 80-х Владимир Шуликин был уже законченным алкоголиком. Дважды он отлеживался под капельницей в наркологическом диспансере, а когда попал в третий раз, познакомился в женском отделении с Юлей. У нее тоже был диагноз "алкоголизм". Сам он был без копейки, а вот у нее деньги были, и Владимир устроил так, что их выписали в один день. Рука об руку они вышли на улицу, впереди была радужная перспектива: покупка долгожданной выпивки. По пути от нечего делать они свернули в Высоцкий монастырь. Постояли перед иконой и, не глядя друг на друга, разошлись. Через три дня Владимир, не в силах терпеть больше непреодолимое желание увидеть икону, почти бегом отправился в монастырь. Неумело перекрестился и вошел в Покровский храм. Там, стоя на коленях перед чудотворной иконой "Неупиваемая чаша", молилась Юля… Исцеление было полным. Вскоре Владимир и Юля поженились. *** Но что же делать тем, кто оказался рядом со страждущим человеком? К сожалению, от нас чаще всего исходит агрессия, осуждение, порицание; требуем от пьющего то, чего он сразу сделать не может. И считаем себя правыми, но очень ошибаемся. Пьяница самый несчастный человек, которого необходимо пожалеть. Наша обязанность понести его немощи. В Евангелии Господь повелевает исправлять таковых духом кротости. Не руганью, упреками, ссорой, а кротостью. Парадокс? Возможно. Но это великая исправляющая сила. Если у нас болит рука, мы не отрезаем ее, а лечим. Так и с ближним нашим надо поступать, ибо все мы вместе, как части одного тела. Только любовь может вывести человека из порочного круга. Нет пользы ругать человека, когда он пьян, лучше молчать, что бы не вызвать на что-либо худшее. Когда же трезв, не надо "пилить", а совместно обсудить, как быть, чтобы общими усилиями победить слабость. В заключение скажу, что в Православной Церкви есть все необходимые средства, могущие исцелить от любой страсти, главное, чтобы сам человек осознал свое падение и восхотел спасения.

По материалам:
"Православная газета"
Игумен Никон Воробьев "Письма пьющему прихожанину и его жене"
"О пьянстве"
      


© Потир, Домовый храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша при НКБ№17 (Приход храма вмц. Параскевы Пятницы), 2003-2006 гг.