|
Пролог протоиерея Виктора Гурьева.
163. О вреде пьянства.
(Наказание св. Василия о ласкосердии, и объядении и пьянстве. Прол. янв. 8).
Св. Василий в слове об объедении и пьянстве между прочим говорит: "колика срама и поругания достойни суть, иже не перестают упиватися! Пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду." Остановимся, братие, на этих словах святителя и побеседуем сегодня въ наше назидание о том, справедливо ли он говорит, что пьяницы срама и поругания достойны и что пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду.
Что мы видим в пьянице? Видим полное духовное отступление, полную победу плоти над духом. Единственно, к чему он стремится, это то, чтобы как можно скорее утолить свою пьяную жажду, как можно скорее дойти до безчувствия. А при таком положении вещей, может ли пьяница быть способным на что-нибудь хорошее? Нет, тут место не хорошему, а подлинно лишь сраму и поруганию, всякому скверному слову и делу и смраду и тьме за тьмою и нечистоте за нечистотою. Мысли спутанныя и мрачныя; плотские страсти до крайности возбуждены; взор или тупой или, если так можно выразиться, плотоядный. И ходит пьяница как Каин стеняй и трясыйся, не давая покоя ни себе, ни другим. Слова хульныя и безбожныя текут из уст его, нисколько не прохлаждая внутренняго пламени. Ропот против Бога и людей исторгается из сердца его, не облегчая нимало сердечной скорби и туги. В порывах отчаяния злая смерть иногда кажется пьянице отрадою, и несчастный нередко сам покушается на собственную жизнь. А еще пьянство поводить и до сего: "кому горе, кому молва, кому судове, кому горести и свары, кому сокрушения вотще, кому сини очи?" Кому? Конечно пьянице. От кого большею частию бывает страшная нищета семей? От пьяниц. Кто чаще всего становится безжалостным и безчеловечным тираном своей семьи? Пьяница. Кто больше всех подает соблазн ближним? Пьяница. Итак, подлинно верно то, что пьяницы срама и поругания достойны и что пьянство есть родительство всякому скверному делу и смраду. Что же, однако, из всего этого следует для нас? Конечно, то, что от пьянства мы должны бежать как от змия лютаго и удерживать от этого порока и других. Как видите, путь пьянства есть путь скользкий, страшный, удаляюший человека отъ Бога и неминуемо ведущий пьяниц к вечному осуждению на суде Божием и к вечной погибели. Итак, внемлите, братие, да не когда отягчаюгт сердца ваша объедением и пьянством и найдет на вы внезапу день той (Лук. 21, 34). Аминь.
|
|