Источник:
http://potir.orthodoxy.ru
 
  
Пролог протоиерея Виктора Гурьева.
43. Последствия пьянства.
(Из различных мест Священнаго Писания, приведенных в слове святаго Антиоха о пьянстве).

Чтобы предостеречь нас от гибельной страсти к вину, слово Божие указывает на те, вредныя последствия, какия происходят от него. Не буди винопица, говорит оно, всяк бо пьяница обнищает (Притч. 23, 20-21). Кому горе, кому молва, кому судове, кому горести и свары, кому сокрушения вотще, кому сини очи? Не пребывающими ли в вине? И не назирающим ли, где пирове бывают? (Притч. 23, 29-30). Пьяницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10). Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объяденем и пьянством, и найдет на вы внезапу день той (Лук. 21, 34). Всяк, пребывали в пьянстве не будет премудр (Притч. 20, 1).

Посмотрим: не так ли бывает на деле? - Жалко положение пьяниц во всех отношениях: взгляните на хозяйство и семейство нетрезваго. Что вы увидите? Увидите детей его холодных и голодных, разутых и раздетых, жену его с отчаянием смотрящую на своих несчастных малюток. В доме во всем безпорядок, бедность, нищета. Двор пуст. В поле или бедныя колосом полосы, или вовсе незасеянные. Вот входит пьяница в дом свой; дети бросаются к нему, ласкаются, и словами и всеми движениями дают понять отцу, что они голодны и хотят хлеба. Жена с укоризною выговаривает ему за его поведение. Слезы и рыдания душат ее. Но трогается ли сам пьяный? Разгоряченный и отуманенный вином, раздраженный словами и воплями жены, он с ожесточением начинает бить ее или бросает на несчастную все, что только попадет ему под руку. Слышат стон, крики и все буйство его соседи и сбегаются унять нечестивца. Тут опять и горе, и молва, и судове, и свары. Наконец, унимают его, и он часто избитый и связанный засыпает тяжелым и страшным сном, в котором нечистые образы то и дело предстают пред ним. Просыпается, и какая же первая мысль его? Всегда одна, именно, как бы скорее идти, назирать, где пирове бывают. И с безсмыслеными, налитыми кровью глазами, с посиневшим как у мертвеца лицем направляется он. как Каин после убиства, стеняй и трясыйся к питейному заведению. Приходит; но на что же он будет пить? 0, чего сатана не сделает для удовлетворения своей жертвы! В кабаке, встретясь с подобными себе нечестивцами, нетрезвый закладываешь им за вино свою душу. Он поет им нескромныя, развратныя песни, изрыгает хульныя слова, позволяет себе всевозможныя, отвратительныя телодвижения. продает честь ближних, соглашается на какая угодно преступления. И вот и вино готово, и пьяница упивается им нередко до безчувствия. Этого мало, - случается, что упившагося вдруг постигает неумолимая смерть. С каким лицем он явится тогда на суд Божий? Какой даст ответ? Что скажет в свое оправдание? О, поистине, лучше бы ему не родиться на свет, чем дожить до этого страшнаго дня! Не забывайте, братие, спасительное предостережение: "внемлите себе. да не когда отягчают сердца ваши объядением и пьянством, и найдет на вы внезапу день той" (Лук. 21, 34). "Утрезвитеся пьянии от вина своего, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино до пьянства, да не внезапу найдетъ на вы день той." Аминь.
      


© Потир, Домовый храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша при НКБ№17 (Приход храма вмц. Параскевы Пятницы), 2003-2006 гг.