Источник:
http://potir.orthodoxy.ru
 
  
Полный годичный круг кратких поучений
протоиерея Григория (Дьяченко) II том
11 сентября. Преп. Феодора.
Поучение второе. К распутному и нетрезвому христианству.

I. Преп. Феодора, ныне прославляемая за глубокое и истинное покаяние за совершенный ею однажды, по искушению, грех против седьмой заповеди, за свои всегдашние слезы сокрушенного сердца, за свои подвиги умерщвления плоти с ее статями и похотями, за свою великую святость жизни после своего единократного падения и благонадежного восстания, побуждает нас побеседовать с вами о грехе распутства в предостережение и увещевание распутному сыну или дочери.
II. Только тело тужить будет в нем, и душа его будет плакать о нем. (Иов. XIV, 12). Этими словами древней книги священной хочу я начать с тобою беседу мою, возлюбленный мой брат, впавший в грех распутства. Не смотри на меня так неприязненно, так подозрительно. Зачем этот взгляд недовольный? Что увлекает тебя сердце твое, и что подъемлются очи твои? (Иов. XV, 12) Не врага, не судию, не грозного обличителя ты видишь пред собою; нет, пред тобою стоит тот, кого любил ты, когда слушал, к кому ласкался ты когда-то со всею детскою доверчивостью души твоей. Не говори в сердце своем: "Знаю начинаются проповедь; будут предлагать советы и наставления, предписывать разные скучные правила, устрашать угрозами"… Что мне осталось советовать тебе, чего бы ты раннее не слыхал? Что проповедать, чего бы ты уже не знал? Что мне угрожать?… Послушай, о, послушай меня: я буду говорить с тобою так, как говорил бы ты сам с собою, если бы хотя бы на одну минуту захотел ты войти в себя. Тело твое тужит по тебе, и душа твоя плачет по тебе. Что ты был прежде? Что ты есть теперь? И что станется с тобою?
А) Тело твое тужит в тебе, и душа твоя плачет по тебе; ты совсем не тот ныне, что был прежде. Друг мой! Ты жил не так еще много, чтобы забыть свое счастливое и прошедшее, с чувством утраченного спокойствия не обратиться к блаженным дням невинного детства твоего. Обратись же, умоляю тебя, и душа твоя молит тебя об этом!.. Вспомни: ведь тогда, в эти дни блаженства твоего, тело твое не тужило в тебе! Оно было свежо и здорово, как прекрасный цветок от благородного семени; его питала и украшала рука добро матери твоей; его берегла и укрепляла любовь и ласковая грудь отца твоего. Чело твое было чисто и ясно; на нем не видно было не единой чужой черты; а теперь как неприятно поражают эти черты на лице твоем, выражая надменность духа твоего! Твои глаза были добры и мирны; самые волосы твои не были так жестки и упрямы, как ныне… Помнит ли это тело твое? Ах, помнит, конечно, помнит, что оно было легко и спокойно, как бывает спокойна совесть у доброго человека! Оно тогда не тужило, потому что было в согласии с тобой и с твоею душою.
И душа твоя тогда не плакала о тебе. Чья душа лучше твоей могла радовать сердце твоих родителей, кровных и друзей твоих? Сколько счастливых надежд подавали способности твои! Как быстро и правильно развивались они! Смотря на то, как и действуют духовные силы твои, я думал и говорил о тебе: "Душа его спокойна, как псалтирь Давидова". Помнит ли душа твоя тот священный восторг, с которым ты внимал наставлениям друзей своих? Помнишь ли ты блаженные минуты, которые посвящались на прилежное чтение умных и благочестивых книг? И куда все это делось… По истине, мой друг, пришел диавол, сам диавол пришел и похитил тебя у нас, унес тебя из рая твоей невинности и блаженства.
Б) Что такое ты теперь? Не стану изображать той бездны, в которую низринулся ты, как дух отверженный: но ты не запретишь мне сетовать о тебе вместе с твоим телом и душею. Тело твое тужит и душа твоя плачет о тебе. Тело твое тужит: ты предан тлению похотей его прелестных; не смотря на мнимое здоровье твое, тонкое обоняние благочестивого человека уже слышит запах греховного гниения от плоти твоей. Надменно, но вместе и мрачно чело твое. Тоскливы очи твои несмотря на буйный смех твой… С каким ужасом смотрю я теперь на эти, когда-то добрые, кроткие очи, и вижу в них серый цвет, мутное движение, тусклый пламень страстей… Когда ты идешь, шаги твои подобны бегству отчаянного, который скорей спешит броситься в пропасть. Когда говоришь, твой голос, прежде такой мягкий, льющийся, похож теперь на хриплый голос узника, едва слышный из-за стен темницы. Когда спишь ты, упоенный пьянством буйных страстей своих, твое дыхание неведомо для тебя самого, превращается в болезненный стон страждущего. Что все это значит, как не стоны тела твоего на тебе? Да, это оно тужит, оно жалуется, хотя ты и не слышишь, не чувствуешь этих слов, этих жалоб его. А что мне сказать о том плаче, которым душа твоя плачет о тебе? Отнята от сей возлюбленной дщери Сиона вся красота ее. (Пл. Иер. I, 6). Потемнел чернее сажи боголепный вид ее так, что и не узнаешь ее (4, 8). Уморил ты жизнь ее в рве страстей твоих (3, 53). Разорил ты все чем она украшалась (2, 2). Плачем плачется она в нощи и слезы на ланитах ее (1, 10). О, зачем ты внес чужой огонь в это святилище Божие? Зачем ты поставил мерзость запустения на святом месте? Зачем превратил храм Господень в капище идольское, и наполнил его истуканами разврата и пьянства? Доселе - какую награду нашел ты в страшном мятеже неистовых похотей своих, который добровольно воздвиг в душе и сердце своем! О, не обманывай себя те мучения, которыми, среди буйных твоих радостей, мучится дух твой! Ты глубоко чувствуешь, и душа твоя ведает, что твое мрачное настоящее так же не походит на твое блаженное прошедшее, как жизнь падшего духа не походит на жизнь ангела Божия.
В) Каково будет твое будущее? Ты не хочешь теперь устремить взора своего в мрачную даль грядущих дней: но идуша твоя будет плакать о тебе. Не стану угрожать тебе праведным судом Божиим; тебя осудит и уже осуждает собственная совесть твоя. Не буду говорить об ужасах ада, который ожидает всех нераскаянных грешников: оно скоро откроется во душе и теле твоем. Вот что я скажу тебе, послушай меня. Ты уже испытал гибельные наслаждения нетрезвой и распутной жизни, ты предал им на посмеяние душу и тело свое: но ты еще не знаешь тех грешных сил, которые таятся в душе твоем, и которыми душа и тело твое будут в день оный темный и страшный, мстить тебе за свое посрамление; ты не ведаешь еще страшной тайны беззакония, которая уже делается в костях тела твоего и в помыслах души твоей. Тело твое, по-видимому, здорово и тучнеет, но крепость его истощается, самый разврат и пьянство утончит его, дабы ты, сквозь тонкость его, яснее видел и ощущал все ужасы беззакония внутри себя. Ужели ты не замечаешь, что грехи твои обращаются в привычку, входят в плоть и кровь твою, заражают душу и тело твое так, что в тебе как бы живет другое какое-то злое существо, которое настойчиво неотвязно требует себе обычной пищи - привычных греховных наслаждений? Ужели не чувствуешь, как это злое существо насильственно влечет тебя к этим наслаждениям, хотя бы ты и не хотел их? Но, поверь мне, друг мой: если ты вовремя не остановишься, не вступишь в борьбу с этим злым навыком, то скоро наступит время, когда ты уже не сможешь с ним справиться: и плакать будешь, а все будешь грешить!… Тайные пороки, которыми теперь наполняются кости твои, прирастут к сим самым костям, и с ними лягут в землю (Иов. XX, 11). Никакая сила не в состоянии будет разорвать страшную связь между пороком и костями твоими. Зло, которое теперь сладко в устах твоих, как мед, превратится в желчь аспидов в чреве твоем, и твои нервы будут сосать в себя яд аспидов (12, 16). Ты увидишь, и ты ни на одну минуту не будешь в состоянии не видеть, как беззакония твои ходят вслед за тобою, идут впереди тебя, издеваются над тобою днем, устрашают тебя ночью. Тогда, о, тогда небеса откроют нечестие твое, и земля востанет на тебя! (Иов. ХХ, 27)
Не питай, возлюбленный мой брат, в сердце своем злого помысла, будто я говорю тебе только для того, чтобы устрашить тебя мнимыми грядущими бедствиями. Для чего мне устрашать тебя тем, что бывает действительно, и что будет с тобою неизбежно, если ты не отстанешь от путей нечестия твоего? Горе тебе, сын нетрезвый, сын распутный, легкомысленно пытающийся превратить истину во лжу, горе тебе, если ты слышишь слова мои теперь и не хочешь послушать их! Они увеличат осуждение твое и умножат муки твои, потому что ты знал их и не хотел послушать. Я знаю, как глубоко пал ты; не слова, а только бедствия, только муки души и тела твоего могут спасти тебя от конечной погибели!…
III. Господи! Прежде даже не погибнем, спаси нас, спаси всех обуреваемых нечистыми страстями! Удержи нас от нетрезвой и нецеломудренной жизни! Спаси нас Твоею всесильною благодатию! (Составлено протоиереем Григорием (Дьяченко) с дополнениями по "Воскресным чтениям" за 1840г.).
      


© Потир, Домовый храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша при НКБ№17 (Приход храма вмц. Параскевы Пятницы), 2003-2006 гг.