|
Источник: | |||||||||||||||||||||||||||
http://potir.orthodoxy.ru | ||||||||||||||||||||||||||||
протоиерея Григория (Дьяченко) II том 29 августа. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поучение третье. О неблагообразных пиршествах и пьянстве Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его - Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ее, незаконную связь с Иродом: ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего (18). Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устрояет для всех вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины и нецеломудренною пляскою своею старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ее пляску, с клятвою обещается дать все, чего бы она не попросила, хотя бы половину царства. Чего же она просит? Наученная своею нечестивою матерью, она говорит: хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя. И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невиннаго ради необдуманного обещания и безумной клятвы, дает приказ принести главу Иоаннову на пир. Посланный отсек ему голову в темнице, принес на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери своей. И так пир пьяных людей закончился смертью великого праведника! II. Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство не обходится без печальных последствий. А) И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры являются нам и в свящ. Писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различною скверною. АА) Приведем пример этого рода из свящ. Писания. Нечестивый Вавилонский царь Валтасар давал пир своим вельможам и пил вино пред глазами тысячи людей. Выпивши вина, он приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Нвуходоносор вынес из храма иерусалимского, приказал принести их, чтобы из них пить… Таковы бывают во все времена выдумки пьяного, у которого в голове не остается здравых мыслей, а есть желание чем-нибудь странным и безумным выказать свой разум. Тогда-то явилась огненная рука и написала перед Валтасаром, что царство его погибнет, что определение об этом Всевышнего уже состоялось. (Дан. V). Другой нечестивый царь египетский Птоломей Филопатор - имел в своем царстве многих благочестивых евреев. Он знал, что они сохраняют ему неизменную и совершенную верность. Но во время вечери, опьяненный вином, он изрек клятву, что немедленно предаст их гибели, всех поголовно. Такова бывает жестокость и безжалостность человека покорившегося вину… Только явление страшных небесных ангелов спасло невинных евреев (3 кн. Макк. V-VI). Таковы примеры из Писания. ББ) Нужны ли еще примеры из жизни нас окружающей? Сколько убийств, грабежей, краж совершается под действием вина! Дети поднимают руки на родителей, мужья на жен, братья на братьев. Сосчитано, что из сотни всех преступлений, за которые люди содержатся в тюрьмах и присуждаются к ссылке, из сотни таких преступлений, по крайней мере, 75 всегда совершаются вследствие пьянства. Вот какие плоды винопития! Вот какая радость врагу рода человеческого доставляется теми. Кто упивается вином, кто угощает до опьянения вином и кто торгует вином на погибель душ христианских! Горе миру от соблазнов, но горе, великое горе, и тому, чрез кого соблазн приходит! Б) Если же подобные пиршества так соблазнительны и могут быть поводом к большим злодеяниям, не лучше ли совсем не заводить их? Нет! Общительность, гостеприимство, взаимные угощения - это добрые качества; они выражают любовь к ближнему. Но зачем при этом угощать друг друга до пресыщения и тем более - неотвязчиво угощать вином, когда видишь, что твой собеседник и без того довольно нетрезв! Подобные угощения - уже не добродетель, а очевидное злодеяние. Начиная от хозяина до гостей, все должны заботиться, чтобы собрание их было чинно, разговоры благоразумны, поучительны для младших, самое употребление пищи и вина умеренно. Только такие пиры еще можно допустить, как выражение взаимного согласия и любви. Если же хотите, чтобы ваши пиршества были приятны Богу и душеполезны, угощайте на них бедных, которые нуждаются в нашей помощи;такое угощение не пропадет даром. Егда твориши пир,- учит Господь, - зови нищия, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши, яко не имут ти что воздати: воздаст же ти ся в воскрешение праведных; тогда наградит тебя праведный Судия. (Лук. XIV, 13. 14). Неблагообразные пиршества с неумеренным употреблением опьяняющих напитков всегда губили и губят множество людей. Иные пиршества так тлетворны, что на них может погибнуть все, что только было в душе доброго. Пьянство делает и человека умного безумным. Кто омрачил ум и совесть излишним употреблением вина, тот может сделать все, к чему влекут его чувственные страсти, разженные вином. Излишние взаимные угощения, одна -другая лишняя чарка все дело испортили: здравые суждения, полезные советы, доброе настроение заглушены нетрезвостию, и вместо этого начинаются бесчинства, ссоры, ругательства, даже драки. И Ирод сознавал, что умертвит такого праведника, - как Св. Иоанн Креститель,-значит на веки погубит свою душу, однако же упившись, позабыл обо всем. ("Странник" за 1864 г.) III. Вот вам, братие мои, краткия замечания касательно наших пиров, вечеринок. Не забывайте их, если не желаете участи беззаконного Ирода, сделавшегося чрез пьянство на пиру убийцею и погубившего душу свою. Припоминайте воспоминаемое ныне событие, припоминайте, к каким ужасным последствиям может приводить пьянство. Старайтесь всегда - и на пирах - быть воздержанными, благоприличными. (Составлено по указанным источникам). |