Источник:
http://pms.orthodoxy.ru
 
   
ВОПРОСЫ К СВЯЩЕННИКУ О ПРОБЛЕМЕ АЛКОГОЛИЗМА

                          ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА
                    КЛУБ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ 

     В "Древнем патерике" есть такая притча. Некоему египетскому пустынножителю бес 
пообещал, что не будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех 
грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство. 
"Упиться один раз, кажется, не большой грех. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы 
бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне". И вот вошел он в 
корчму и упился. После чего случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. 
Будучи прельщен, он совершил с ней грех. А когда пришел муж той женщины, то он 
начал драться с ним и убил его. Таким образом он совершил все три греха сразу 
и погубил многолетние свои труды. 

     Мораль сей притчи очевидна: алкоголизм, или, выражаясь языком церковным, 
страсть винопития, — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. 
Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к 
бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно 
ли избавить человека от алкогольной зависимости? 

С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая 
в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб 
трезвости при православном приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию, 
долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во 
Всесоюзном кардиологическом научном центре. Работал над диссертацией, которую 
закончить не успел — ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, 
чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным 
исцелением — духовным. Сейчас, в сане православного священника, о. Алексий 
участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает 
над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям. 

— О. Алексий, алкоголь — это зло. Почему же Православная Церковь разрешает 
употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях? 

— Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его 
употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый 
терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится 
совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5, 23). 
К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому 
используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии. В таинстве 
брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение — в любви 
и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе. 

— Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник
 страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства? 

— Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений, 
сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой 
классификации грехов входит в страсть чревоугодия. 

— Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, 
но не все становятся алкоголиками. 

— Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей 
лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека 
большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях. 
Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным, 
то уже есть основания для беспокойства. 

— Раз уж мы заговорили о женском пьянстве... Почему на женщин алкоголь оказывает 
особенно сильное воздействие? 

— В самом деле, женский организм более раним по отношению к алкоголю. И это 
естественно. Сравните, что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение? 

— Батюшка, существует такое выражение онапиться до чертиковп. Не следует ли понимать 
его буквально? 

— Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем 
темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их. 

— Как это — видеть? 

— Так, обычно... С рогами и прочими атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об 
этом распространяться. 
— Расскажите, пожалуйста, о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от 
алкоголизма? 

— Алкоголизм практически неизлечим. Зависимость, если уж она сформировалась, 
останется у человека навсегда. 
— Как же так? Ведь существует столько способов, методов. Неужели все они 
безрезультатны? 

— Я объясню. Дело в том, что в организме человека, постоянно отравляющего себя 
алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, 
перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий 
спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами, годами 
не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь 
потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние 
тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. 
Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить 
избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны
 помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением. К сожалению, 
так бывает редко. Знаете, как развиваются отношения в семье, где есть пьющий 
человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается 
усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого 
человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца. 

— Нести свой крест — это значит терпеть все выходки пьяного человека? 

— Нет. Я говорил о любви, но о любви деятельной. Той, которая помогает человеку 
преодолеть страсть. Прежде всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного 
пития, вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил, что в 
ограниченных количествах спиртное не вредно. Но это высказывание справедливо только в 
отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась алкогольная зависимость. 

— Отец Алексий, сегодня, чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы, 
как гипноз, кодирование... 

— Пользы они не принесут, а навредить могут. Неприемлем и такой способ, когда 
человеку говорят, что найдено уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в 
кровяное русло, ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного 
исцеления он не принесет. Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном 
спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит за помощью в храм Божий, покупает
икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного 
исцеления без всяких усилий со своей стороны. И его ожидания не всегда оправдываются. 

— Батюшка, при вашем приходе существует клуб трезвости. Расскажите, пожалуйста, о 
нем подробней. 

— Основоположник таких клубов — хорватский психиатр Владимир Худолин. Клуб — 
это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, связанных 
с пьянством и алкоголизмом. Люди, решившие вести трезвый образ жизни, и их семьи 
собираются вместе и обсуждают волнующие их вопросы, делятся своим опытом. 
Основные лекарства здесь — любовь, дружба, взаимопонимание. Руководят клубами 
добровольцы, прошедшие специальную подготовку. 
Итальянский профессор Ренцо де Стефани, взяв за основу методику В. Худолина, 
развил и дополнил ее. И стал успешно внедрять ее в Италии, Испании, Польше. 
По благословению патриарха и мы стали сотрудничать с итальянскими специалистами,
 создавать подобные клубы здесь, в России. Организовали курсы подготовки 
руководителей клубов. Вначале все шло хорошо. Затем возникли серьезные проблемы. 
Дело в том, что программа Ренцо де Стефани никакого отношения к Православию не 
имеет. Сам он человек неверующий, гуманист. Присутствуя на заседании одного из 
московских клубов, он услышал, что люди за исцеление благодарят Бога. И был 
весьма удивлен: йА при чем тут Бог?к Ему не понравилось, что люди, пришедшие в 
клуб, стали приходить к вере. Не все, конечно, но многие. И он потребовал, чтобы 
в его методику не вносилось никаких изменений. Но, скажите, как же быть в этом 
случае людям верующим? Получается, что если они не откажутся от веры, то им доступ 
в клуб закрыт. Конечно, этого мы допустить не могли. 

— Значит, с клубами трезвости покончено? 

— Нет. Ведь по сути это дело хорошее. И, между прочим, заимствованное из 
практики первых христианских общин. Вспомните завет апостола Павла: оДруг друга 
тяготы носите и так исполните закон Христовп. Так что создавать клубы мы будем. 
Но при православных приходах. Мне бы хотелось, чтобы при Православной Церкви возникла 
особая группа людей: архипастырей, пастырей, мирян, которая всерьез бы занялась 
проблемами 
алкоголизма и наркомании. Архиепископ Сергий Солнечногорский, я и мой сослужитель 
по приходу о. Валентин Жохов, врач-хирург по образованию, думаем над этим. 
— Бог в помощь! Беседу вела Галина Семенова Журнал "Мир Божий"
      


© Потир, Домовый храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша при НКБ№17 (Приход храма вмц. Параскевы Пятницы), 2003-2006 гг.