ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА
КЛУБ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
В "Древнем патерике" есть такая притча. Некоему египетскому пустынножителю бес
пообещал, что не будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех
грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство.
"Упиться один раз, кажется, не большой грех. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы
бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне". И вот вошел он в
корчму и упился. После чего случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной.
Будучи прельщен, он совершил с ней грех. А когда пришел муж той женщины, то он
начал драться с ним и убил его. Таким образом он совершил все три греха сразу
и погубил многолетние свои труды.
Мораль сей притчи очевидна: алкоголизм, или, выражаясь языком церковным,
страсть винопития, — источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют.
Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к
бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное — можно
ли избавить человека от алкогольной зависимости?
С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая
в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб
трезвости при православном приходе. О. Алексий — врач-психиатр по образованию,
долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во
Всесоюзном кардиологическом научном центре. Работал над диссертацией, которую
закончить не успел — ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того,
чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным
исцелением — духовным. Сейчас, в сане православного священника, о. Алексий
участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает
над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям.
— О. Алексий, алкоголь — это зло. Почему же Православная Церковь разрешает
употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?
— Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его
употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый
терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится
совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5, 23).
К тому же вино — продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому
используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии. В таинстве
брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение — в любви
и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.
— Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник
страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?
— Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений,
сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой
классификации грехов входит в страсть чревоугодия.
— Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие,
но не все становятся алкоголиками.
— Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей
лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека
большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях.
Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным,
то уже есть основания для беспокойства.
— Раз уж мы заговорили о женском пьянстве... Почему на женщин алкоголь оказывает
особенно сильное воздействие?
— В самом деле, женский организм более раним по отношению к алкоголю. И это
естественно. Сравните, что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение?
— Батюшка, существует такое выражение онапиться до чертиковп. Не следует ли понимать
его буквально?
— Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем
темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.
— Как это — видеть?
— Так, обычно... С рогами и прочими атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об
этом распространяться.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от
алкоголизма?
— Алкоголизм практически неизлечим. Зависимость, если уж она сформировалась,
останется у человека навсегда.
— Как же так? Ведь существует столько способов, методов. Неужели все они
безрезультатны?
— Я объясню. Дело в том, что в организме человека, постоянно отравляющего себя
алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности,
перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий
спирт — алкогольредуктаза. И это — на всю жизнь. Человек может месяцами, годами
не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь
потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние
тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя.
Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить
избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны
помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением. К сожалению,
так бывает редко. Знаете, как развиваются отношения в семье, где есть пьющий
человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается
усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого
человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.
— Нести свой крест — это значит терпеть все выходки пьяного человека?
— Нет. Я говорил о любви, но о любви деятельной. Той, которая помогает человеку
преодолеть страсть. Прежде всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного
пития, вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил, что в
ограниченных количествах спиртное не вредно. Но это высказывание справедливо только в
отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась алкогольная зависимость.
— Отец Алексий, сегодня, чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы,
как гипноз, кодирование...
— Пользы они не принесут, а навредить могут. Неприемлем и такой способ, когда
человеку говорят, что найдено уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в
кровяное русло, ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного
исцеления он не принесет. Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном
спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит за помощью в храм Божий, покупает
икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного
исцеления без всяких усилий со своей стороны. И его ожидания не всегда оправдываются.
— Батюшка, при вашем приходе существует клуб трезвости. Расскажите, пожалуйста, о
нем подробней.
— Основоположник таких клубов — хорватский психиатр Владимир Худолин. Клуб —
это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, связанных
с пьянством и алкоголизмом. Люди, решившие вести трезвый образ жизни, и их семьи
собираются вместе и обсуждают волнующие их вопросы, делятся своим опытом.
Основные лекарства здесь — любовь, дружба, взаимопонимание. Руководят клубами
добровольцы, прошедшие специальную подготовку.
Итальянский профессор Ренцо де Стефани, взяв за основу методику В. Худолина,
развил и дополнил ее. И стал успешно внедрять ее в Италии, Испании, Польше.
По благословению патриарха и мы стали сотрудничать с итальянскими специалистами,
создавать подобные клубы здесь, в России. Организовали курсы подготовки
руководителей клубов. Вначале все шло хорошо. Затем возникли серьезные проблемы.
Дело в том, что программа Ренцо де Стефани никакого отношения к Православию не
имеет. Сам он человек неверующий, гуманист. Присутствуя на заседании одного из
московских клубов, он услышал, что люди за исцеление благодарят Бога. И был
весьма удивлен: йА при чем тут Бог?к Ему не понравилось, что люди, пришедшие в
клуб, стали приходить к вере. Не все, конечно, но многие. И он потребовал, чтобы
в его методику не вносилось никаких изменений. Но, скажите, как же быть в этом
случае людям верующим? Получается, что если они не откажутся от веры, то им доступ
в клуб закрыт. Конечно, этого мы допустить не могли.
— Значит, с клубами трезвости покончено?
— Нет. Ведь по сути это дело хорошее. И, между прочим, заимствованное из
практики первых христианских общин. Вспомните завет апостола Павла: оДруг друга
тяготы носите и так исполните закон Христовп. Так что создавать клубы мы будем.
Но при православных приходах. Мне бы хотелось, чтобы при Православной Церкви возникла
особая группа людей: архипастырей, пастырей, мирян, которая всерьез бы занялась
проблемами
алкоголизма и наркомании. Архиепископ Сергий Солнечногорский, я и мой сослужитель
по приходу о. Валентин Жохов, врач-хирург по образованию, думаем над этим.
— Бог в помощь!
Беседу вела Галина Семенова
Журнал "Мир Божий"
|