Источник:
http://pms.orthodoxy.ru
 
   
ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПРАКТИКУЮЩЕГО ВРАЧА О СТРАСТИ ПЬЯНСТВА И ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИИ

АЛКОГОЛИКИ - обычно не только одержимы непреодолимой страстью к алкоголю, но представляют в своей искалеченной душе целый конгломерат страстей: они, как правило, и курильщики, и сквернословы, эгоистичные, заносчивые, раздражительные, взрывчатые, нравственно огрубевшие, циничные, жестокие, холодные, брюзгливые, с иждивенческими тенденциями, некритичные к себе, с облегченным взглядом на жизнь, ленивые, лживые. Разве можно одними медикаментами средствами помочь такому человеку, да еще и помимо его воли?
МЕДИЦИНА может облегчить тяжесть похмельного состояния, на время ослабить влечение к алкоголю. Такой пролечившийся или самостоятельно бросивший пить алкоголик, чувствует себя потерянным вне выпивок - все рухнуло: связи, интересы, запросы. Он остался один с набором страстей... нужно учиться заново жить, а тут "навязчивая мысль" из бездны ада: "да выпей ты немного, ты же себе хозяин". Вот и конец всем надеждам... Как же быть такому человеку? Надо, прежде всего, смириться, признать себя одержимым алкогольной страстью, ощутить свою полную беспомощность в борьбе с ней, призвать на помощь милосердие Божие, понуждать себя посещать храм, преодолевая ленность, расслабленность, участвовать в церковных таинствах, а уж Господь не посрамит таких труждающихся...
ПРИМЕР: С самого открытия нашего храма (Митрофания Воронежского) службы стал систематически посещать худой, бледный человек, со специфическим пастозным лицом, нетвердой походкой, дрожащими руками, в котором сразу же можно было узнать человека, страдающего пристрастием к алкоголю. Каждый раз я искала его глазами и с радостью находила в храме. Постепенно он преобразился: выражение забитости, пристыженности, неуверенности сменилось выражением покоя, уверенности, благодушия, радости. Прошло, слава Богу, уже 5 лет...
Еще одно наблюдение из жизни: человек много лет страдал запоями, перепробовал все способы "лечения", вплоть до кодирования, в чем потом покаялся, и только воцерковление, чтение духовной литературы, активное участие в востановлении разрушенного храма - полностью изменили всю жизнь вновь обращенного христианина. Никакого желания выпить он не испытывает, страсть померкла, потеряля свою остроту, хотя, конечно, нужно воздержание от алкоголя, чтобы эта дремлющая страсть не вспыхнула с новой силой. И надмеваться не следует, а так же расчитывать на свои силы, нужно понимать, что все это - благодатная помощь Божия.
Я неоднократно слышала об исцелениях от пьянства, например после молебнов у иконы "Неупиваемая чаша". В своей медицинской практике никогда исцеления не видела, сомневалась в возможности такого, хотела увидеть такое исцеление и Господь сподобил...
Один уже немолодой человек был много лет обуреваем страстью к винопитию, курению, сквернословию. После своего обращения к Богу он часто читал Евангелие, просил избавить его от страстей, имея в виду раздражительность, властолюбие, резкость и т.д. И вот после посещения Троице-Сергиевой Лавры он вдруг заметил, что после того, как припал к мощам Преподобного, уже не хочет ни пить, ни курить, ни сквернословить. Эти страсти, мучившие более 40 лет, отпали как болячки безболезненно. Такой дар Божий умилил всех верующих, неверующие - не верили...
А вот пример, как Господь посрамил строптивого христианина: поступил к нам человек средних лет, очень высокого мнения о себе. Он группировал вокруг себя больных, "просвещал" их, говоря о Боге, а в поведении показывал, каким не должен быть христианин. Режиму не подчинялся, дерзил, тайком выпивал и напаивал окружающих. Он был выписан в связи с отсутствием установки на лечение. Опекавших его соседей он поносил бранными словами, вел себя разнузданно, и вдруг с ним случился тяжелый инсульт. Лежал он беспомощный, без движения, и, очевидно, многое переоценил, передумал. Господь вернул ему здоровье, он не пьет, учавствует в церковной жизни.
Алкоголизм в своем развитии может дойти до грубых расстройств психики - алкогольных психозов (белая горячка и др.). Мы наблюдаем, как такие больные буквально возвращенные к жизни усилиями всего мед. персонала к своему состоянию относятся крайне облегченно, не считают себя больными, ни о чем другом не могут говорить, кроме водки. Они буквально опустошены, оболванены водкой. Вялые, бездеятельные, они лежат или спят целыми сутками и лишь в беседе о водке, оживляется их мимика, загорается взор, они улыбаются бессмысленной улыбкой, глотают слюну. Это уже человеческие руины... Лечиться они не хотят, неблагодарные, грубо требуют выписки и едва ли дойдут от больницы до дома трезвые. Но бывают и исключения. Один из таких больных вдруг однажды в окне увидел солнце, распустившуюся ветку и умилился душой: "Ой, весна! Не буду пить, хочу видеть и зиму, и лето, и осень , и вообще все!" Вот здесь хорошо бы ненавязчиво поговорить с ним о Боге, постараться пробудить желание узнать побольше о духовной жизни, а тут бы и батюшка с молебном и проповедью пришел... Если бы за такого больного, изломанного человека и дома стали смиренно молиться, не унывая и не отступая при срывах и неудачах, это было бы дорогой к его спасению. Как видите, медицине в борьбе с этой ужасающей страстью к алкоголю, принадлежит самая скромная роль: медицина облегчает телесные страдания, действует на телесную часть души, духовная же (страсти) лечится духовным. Что же делать, если наши близкие и слышать не хотят ни о лечении, ни о церкви? Надо за них молиться. Это далеко не безразлично.
Прихожанка другого храма тайком от пьяницы-мужа побывала на молебне с Акафистом Мч. Вонифатию в психиатрической больнице на улице 8-е Марта. Когда она вернулась домой, муж стал домогаться, где она была. "Не знаю как это объяснить" - говорил он, - "но ты сегодня перешагнула какой-то рубеж, со мной произошло нечто необъяснимое... Где ты была?" Так сильна соборная молитва. Даже если Господь и не вразумляет наших заблудших родных, он не может не увидеть проявлений нашего терпения, смирения и любви.

Раба Божия Нина: Заведующая отделением алкогольных психозов.
      


© Потир, Домовый храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша при НКБ№17 (Приход храма вмц. Параскевы Пятницы), 2003-2006 гг.