74. Во время молитвы часто отвлекаюсь мыслью о житейских заботах.
Как нельзя одним глазом смотреть на небо, а другим - на землю, так и уму нельзя пещись и о Божием, и о мирском. Что не будет помощно тебе, когда выйдешь из тела, о том стыдно тебе пещись. (Преподобный авва Исаия) Помышляй о благолепии небесных благ и не войдет в тебя никакое пристрастие к земле и к земным наслаждениям. (Преподобный Нил Синайский)
75. Во время молитвы против воли возникают различные помыслы.
Диавол хорошо знает, какое великое благо - молитва, и потому усиленно нападает на молящегося. (Преподобный Макарий Египетский) Помыслы, против воли нашей втеснившиеся и стоящие в сердце, обыкновенно изглаждает молитва Иисусова из глубины помышления сердечного. (Преподобный Исихий Иерусалимский)
76. Очень трудно дается совершение вечернего молитвенного правила.
Оттого вечером не бывает охоты молиться, что человек никак не совладает с собою, чтобы хоть немного умягчить свою душу... Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что в отношении к Богу все тем и исполнено; затем целый день только дело за делом, а к Богу и не обратятся; разве к вечеру придет на мысль, что вот опять скоро надо становиться на молитву... Вот эту неправость (не всеобщую ли почти?) и надобно исправить: т.е. надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь па молитве, но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее душа возносилась к Нему и пребывала с Ним. (Святитель Феофан Затворник)
77. Как избавиться от рассеянности мысли при молитве?
Надо употребить напряжение на сохранение
внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет.
Потом, когда во время молитвы она отбежит, -
возврати ее; опять отбежит - опять возврати; так
всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет
во время отбегания мысли, - и, следовательно, без
внимания и чувства - снова прочитывать не забывай;
и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на
одном месте, несколько раз читай его, пока не
прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды
это затруднение - в другой раз, может быть, оно не
повторится, или повторится не в такой силе.
(Святитель Феофан Затворник)
Молиться нужно
так, чтобы ум был всецело собран и напряжен... Во
время молитвы мы можем удерживать внимание, если
будем помнить о том, с Кем беседуем, если будем
представлять, что приносим духовную жертву.
(Святитель Иоанн Златоуст)
И если ты сам не
слышишь своей молитвы (по рассеянности), то как же
ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? (Святитель Иоанн
Златоуст)
78. Как приучить себя к постоянному молитвенному обращению к Богу?
Надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: благослови, Господи! Кончаешь дело - говори: слава тебе, Господи, - и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается - говори: спаси, Господи, погибаю... Но чтоб душа так взывать стала, надобно наперед заставить ее все обращать во славу Божию - всякое свое дело, большое и малое... При каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасливостью, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Но чтоб и это, т.е. делание всего во славу Божию, душа исполняла как должно, надобно настроить ее к сему с раннего утра - с самого начала дня, прежде чем изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. (Святитель Феофан Затворник)
79. Каждый день увеличиваю количество прочитанных молитв. Правильно ли я поступаю?
Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца... Похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
80. Молитвенные правила я исполняю исправно, на исповеди грехи перечисляю, а все какая-то недосказанность и неудовлетворение.
Больше сокрушения о греховности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо. Больше молитвенных воздыханий из сердца, чем прочитывания молитв, хоть и это нужно. (Святитель Феофан Затворник)
81. Как избавиться от тщеславия?
Не малый подвиг отстать от тщеславия. Средство для освобождения от него есть тайное творение добродетелей и частая молитва, а признак освобождения - незлобие против злословившего или злословящего. (Преподобный Максим Исповедник)
82. Я всегда имею деньги и умею их зарабатывать, неужели я сребролюбивый?
Страсть сребролюбия обнаруживается тем, если кто принимает с радостью, а отдает с печалью. (Преподобный Максим Исповедник)
83. Некоторые живут в явных грехах до самой смерти и Бог их не наказывает.
Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям да самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости. (Преподобный Марк Подвижник)
84. Иногда при первом взгляде на просящего подаяние хочется подать милостыню, но желание это неожиданно исчезает. Давать ли в таких случаях подаяние?
Когда хочешь подать милостыню, а помысл наводит сомнение, чтобы не подать; тогда испытай свой помысл, и если найдешь, что он делает так по скупости, то дай и еще несколько более против того, чтобы следовало дать. (Преподобные Иоанн и Варсонофий)
85. Трудно спастись в этом злобном и развращенном мире.
Хочешь спастись? - пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она - твоя надежда, в ней твое спасение. (Святитель Иоанн Златоуст)
86. Нет сил и терпенья жить с роднёй. Хочу уйти в монастырь.
Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз. (Преподобный Амвросий Оптинский)
87. Какая добродетель выше всех?
Та, которая совершается втайне и о которой никто не знает. (Преподобный Паисий Великий)
88. Заповедь "Не прелюбодействуй" чту, но не могу отказать себе в удовольствии смотреть на хорошеньких женщин.
Не говори: что в том, что я пристально
посмотрел на красивую женщину? Если ты
прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься
совершить это и плотью. (Святитель Иоанн
Златоуст)
Если
хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри
постоянно на свою жену и люби ее; этого не
воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать
на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену,
отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь,
так как касаешься ее вопреки закону. (Святитель
Иоанн Златоуст)
Укрощай коня своего уздою
видения, чтобы он, смотря туда и сюда, не
разжигался похотью на женщин и не свергнул бы тебя
всадника своего на землю. Молись Богу, чтобы Он
отвратил "очи твои, еже не видети суеты" (Пс. 118,
37).
Бодрствуй, брат, ты смертен и
недолговечен; не желай же за малое время
услаждения потерять жизнь вечную. (Преподобный
авва Дорофей)
89. Люблю красиво одеваться и привлекать внимание мужчин. Что в этом плохого?Я же не изменяю мужу, а женщине всегда приятно быть в центре внимания.
Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить в себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем. (Святитель Василий Великий)
90. Несмотря на то, что пощусь, блудная страсть не утихает.
Кто одним воздержанием покушается утолить
сию брань, тот подобен человеку, который думает
выплыть из пучины, плавая одною рукою. Совокупи с
воздержанием смирение; ибо первое без последнего
не приносит пользы. (Иоанн Лествичник)
Не
должны мы верить, что нам, для совершенства сердца
и чистоты тела, может быть достаточным один тот
пост, который состоит в воздержании от видимых
яств. Нет, к сему должно присовокупить еще и пост
души. Ибо и она имеет свои вредные яства, от коих
отучнев, впадает в обрывы сладострастия.
(Преподобный Иоанн Кассиан)
91. Постоянно преследуют страстные помыслы. Как отогнать их от себя?
Не барахтаться со страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них... Только не переставайте с усердием молиться. (Святитель Феофан Затворник) Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них. (Преподобный Ефрем Сирин)
92. Есть ли православные приемы самоконтроля над собою, чтобы не допускать худые помыслы?
Один способ (прием) трезвения есть:
смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом;
ибо без мечтания сатана не может устраивать
помыслы.
Другой - иметь сердце глубоко всегда
молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и
молиться. Иной - непрестанно в смирении призывать
на помощь Господа нашего Иисуса Христа. Иной еще
способ - иметь в душе непрестанное памятование о
смерти. Все сии делания подобно привратникам
возбраняют вход худым помыслам. (Преподобный
Исихий Иерусалимский)
93. Неужели христианину нельзя и погулять, и повеселиться в доброй компании?
Если бы вкусные яства и предложены были кому, а на дне их скрыт смертоносный яд, то, полагаю, узнав о сем, никто не решился бы вкусить их - пусть и сладкая пища, да под нею яд. Таковы бесчинные утехи мирские, пиры, гулянья, музыки и прочие праздные бесовские утехи. И в них яд духовный, и не видит того бедный человек. (Старец Феодор Санаксарский)
94. Как быть, если одолевает сомнение в вере?
Хульные помыслы или неверие... прямо от врага... Гоните и молитесь... Кладите во время утренней и вечерней молитвы поклона по три, со словами: Господи приложи мне веру... ибо враг смущает меня, всевая помыслы неверия... И даст Господь. (Святитель Феофан Затворник)
95. Как быть, если постоянно преследуют меня мысли с хулой на Бога?
Дух хулы мучит вас. Не только мысли хульные
бывают и поражают, но слышатся слова в ушах.
Бес... производит их. Делает он это для того,
чтобы смущать вас и лишить вас дерзновения к
молитве. И то имеет он в виду, не согласитесь ли
на какую-либо хулу, чтобы ввергнуть вас в грех
хулы, а потом в отчаяние.
Против сего беса -
первое... не смущаться и отнюдь не думать, что это
ваши мысли, но прямо относить их к бесу. Затем,
против мыслей и слов - мыслить и говорить
противно. Он внушает худое о святом, а вы
говорите: врешь, лукавец; он вот каков... Так
против всего - и все говорите, пока не отойдут.
Заключите так: буди проклят, хульник, и слова хулы
да обратятся на главу твою! Ко Господу обратитесь
с такою молитвою: душу мою открываю пред Тобою,
Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не
благоволю к ним. Все всевает враг. Отгони его от
меня! (Святитель Феофан Затворник)
96. Если человек создан по образу и подобию Божиему, то откуда у него такая духовная грязь и нечистота сердца?
Нечистота сердца происходит от диавола,
который и называется чаще всего в Писании духом
нечистым, а в церковных молитвах, именно - при
заклинании злого духа - духом чуждым, скверным и
омерзенным. Он-то, этот нечистый дух, сделавшись,
после своего отпадения от Бога, скверным сосудом
всякой нечистоты, греха, осквернил изначала своим
нечистым дыханием сердца первых человеков, глубоко
заразив нечистотою греха все существо их - душу и
тело, передает эту нечистоту, как наследственную
порчу, всему их потомству, даже до нас, и будет
осквернять, особенно неосторожных и неверующих, до
скончания мира. (Праведный Иоанн Кронштадский)
Быть по образу Божиему свойственно нам по
первому нашему сотворению, а быть по подобию -
зависит от нас только в возможности, приобретаясь
же на самом деле посредством деятельности.
(Святитель Григорий Нисский)
97. Неужели дьявол так силен и властен над людскими душами?
Если человек сам собой не дает повода сатане подчинить его своему влиянию, то сатана никак не может возобладать им насильно. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
98. Иногда сделаешь дело хорошо и начинаешь гордиться, охватывает самомнение.
Для подавление самомнения навыкайте, главное, все доброе относить к Господу, как к причине... и Его благодарить... Все ли у нас исправно? Конечно, нет. Вот и поминайте эти неисправности... они и закроют от глаз ваших исправности... и нечем будет повеличаться. (Святитель Феофан Затворник)
99. Правда ли, что нужно больше молчать и избегать многословия?
Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого. (Преподобный Пимен Великий)
100. Почему бесчестные люди живут припеваючи, а мне, верующему человеку, кроме тягостей житейских ничего не достается?
Нечего вам говорить, что не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы счастливы мы или несчастны - тем и другим приготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни. Так и старайтесь относиться к своему положению, чтобы не выступать из круга намерений Господа, с каким Он устрояет быт каждого на земле. Горестей на земле более, чем радостей. То и другое посылает Бог, то для возбуждения от нравственного усыпления, то для пресечения неправостей и грехов, то для покаянного их очищения, то для возвышения покорности Богу, мужества, терпения в славу Божию, и других добродетелей. Какое-либо из таковых намерений Божиих и к вам приложено. Внимайте убо себе, и не положите не отступать от того, что судил Бог, и ищите успокоения в воле Божией, всегда премудрой и благой. (Святитель Феофан Затворник)
101. Моя сестра всегда трудилась во славу Божию, всем была примером христианской добродетели, но вдруг тяжело заболела и после мучений умерла. Неужели она не заслужила лучшей участи? Мы все очень горюем и не находим себе места от горя.
Не горевать нельзя, а очень горевать совсем не следует. Умерла не она. Она жива, только перешла в другой мир. Так и воображайте ее, что она жива, только в другом месте и в другом виде. Можно бы скорбеть, если бы не было основания веровать, что она обретет милость у Господа. Какие на ней грехи? Веровала и работала Господу, сколько сил было. Как нет человека без греха, то были, конечно, и у ней свои. Но вот Господь послал болезнь тяжеловатую... и ею истребил все эти грехи, грехи немощи и неведения... Не сомневаясь же, что она обретет милость Божию, какой смысл будет в плаче и сокрушении безмерном? Лучше молитесь и молитесь с духом покойным и богопреданным... Надолго ли разлука? Ведь ныне-завтра, и мы туда же перейдем. (Святитель Феофан Затворник)
102. Говорят, что за усопших молиться бесполезно, так как участь их уже решена по делам земным. Нужно ли молиться за умерших, и если да, то почему?
Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела: в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие - не разграничиваясь пополам умиранием. Говорят: "Участь их решена"... Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на всемерное милосердие Божие... Мы не можем не поминать родителей, братьев, сестер, родных и знакомых. И как ни кричи умишко: почему? сердце все будет свое делать - поминать. (Святитель Феофан Затворник).
103. Часто получается так, что и помолюсь о каком-либо деле или начинании, а оно все равно не получается.
Желай, чтобы дела твои устраивались не как
тебе представляется, но как угодно Богу.
(Святитель Григорий Нисский)
Молясь, ждите
желаемого, но не предрешайте, что так и определит
Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною
покорностью принять от Господа, что благоугодно
Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности
покривляет молитву и лишает ее силы: ибо без нее
молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь,
Господи, подай. (Святитель Феофан Затворник)
104. На книжных прилавках очень много книг, в которых излагается нестандартный взгляд на христианство. Можно ли их читать?
Храни ум и сердце от учения лжи, не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями, не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
105. Говорят, что православному христианину не следует читать светские книги, но ведь среди них есть и достойные книги?
Чтобы узнать хороши ли они, надо их прочитать, а прочитавши наберетесь таких историй и образов, что Боже упаси! Занавозите свою чистенькую головку. После, поди, вычищай... Потому... лучше не читать их. Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать. Но все понемногу, и как бы для разнообразия. (Святитель Феофан Затворник)
106. Только сажусь читать духовную литературу, как нападает дремота.
Когда от уныния находит дремание и препятствует предлежащему делу, тогда должно встать на молитву и не переставать молиться - и Господь упразднит дремание молитвою. (Преподобные Иоанн и Варсонофий) 107. Неужели, кроме духовной литературы и читать ничего нельзя? Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить - и все читать. Все его читай и не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все равно все будет недочитанное. (Святитель Феофан Затворник)
108. Можно ли дома читать Евангелие сидя?
Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения. (Святитель Феофан Затворник)
109. Хочу начать доброе дело: и Церкви польза и людям, но не знаю справлюсь ли, да откровенно сказать и боюсь, что сатана будет мстить за доброе дело.
Соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему, все делать будешь хорошо. А диавола не бойся: кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. (Преподобный Серафим Саровский)
110. Меня часто попрекают, что я богатый, а богатому, мол, трудно войти в Царство Небесное, как верблюду в игольное ушко.
Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою погибель, а чтобы расточал для своего спасения. (Святитель Иоанн Златоуст)
111. Как избавиться от пристрастия к земным вещам и удовольствиям?
Веруй в Бога, имей всегда и во всем воздержание, постоянно помни о смерти и временности всех вещей - и ни к чему на земле не будешь иметь пристрастие. (Святитель Димитрий Ростовский)
<<...Назад